Разделы


четверг, 13 февраля 2020 г.

Старая вывеска


Что осталось в современном  «Ликуде» от исторического ревизионистского сионистского движения, идеологами которого были Владимир Зеэв Жаботинский и Менахем Бегин? От того светского либерально-демократического движения, которое исторически стояло у истоков сионистского движения и возрождения еврейского национального дома на его  родине в стране Израиля. В последние годы мы нередко слышим этот вопрос из уст людей, которые не только всю жизнь состояли в «Ликуде», но были в определенном смысле символами этого движения.
Многим памятно, как в 2012 году на праймериз «прокатили» Бени Бегина (сына Менахема Бегина) и Дана Меридора. «В понедельник вечером, когда был опубликован новый список «Ликуда», нарисовался новый образ этой партии, в которой имя моего прадеда называют по любому поводу, - написала по этому поводу Хилели Жаботински, правнучка главного идеолога «Ликуда». – Много раз мы были свидетелями, как кто-то, желая поразить всех глубиной интеллектуально-философско-идеологической мысли, вставляет одну-две цитаты Жаботинского, абсолютно вырванные из контекста. Жаботинского цитируют с большим знанием дела, при этом идейная связь выступающего с основоположником ревизионизма либо весьма слабая, либо является простым совпадением».


«Два принца (Бегин и Меридор), - продолжила правнучка Жаботинского, - символизировали собой путь, идейные корни этого либерального сионистского движения, они были скромными и профессиональными политиками, но они не сумели получить проходное место в списке «Ликуда». Сегодня другие политики, часть которых пришли из крайне правого лагеря, проникли в партию. Идеологию большинства из них я не приемлю. Члены «Ликуда» сказали свое слово, и поставили меня, а заодно и многих моих единомышленников перед дилеммой… Я правая светская девушка, придерживаюсь либерально-демократических взглядов, и я чувствую, честно говоря, не с прошлого понедельника, а уже несколько лет, что у меня больше нет дома в израильской политике. «Ликуд» это не партия, которая стремится к демократическому государству с еврейским колоритом, построенному на ценностях пророков Израиля, где религия подчинена демократии, а не наоборот».

Мысль девушки понятна. «Ликуд» становится все более религиозной и ультраправой партией, из которой ушли Бени Бегин, Дан Меридор, Лимор Ливнат, Мики Эйтан. Сегодня это партия Мики Зоара, Давида Битана, Давида Амсалема и Мири Регев. Партия площадных крикунов, «решал», мелких жуликов, оппортунистов и приспособленцев.

Владимир Жаботинский был великим интеллектуалом, он писал на нескольких языках, включая русский, прекрасно разбирался в литературе. Интересно, как бы он отреагировал на эскападу Мири Регев, министра культуры от его партии, которая гордится тем, что не читала Чехова? Как бы он воспринял токсичные нападки на русскоязычное еврейство со стороны главного сефардского раввина, который назвал миллионную общину Израиля гоями и коммунистами, тайно посещающими монастыри? Учитывая, что основанная им партия хранила громкое молчание, опасаясь лишних конфликтов с партией ШАС перед выборами. Как бы отреагировал великий еврейский гуманист и мыслитель на поведение Битана и Амсалема, которые оскорбляют семьи погибших военнослужащих ЦАХАЛа, обвиняя их во лжи и провокациях только потому, что те посмели критиковать политику Нетаниягу? Причем сам глава «Ликуда» присутствовал на встрече и промолчал. Не вступился за тех, чьи дети отдали жизнь за государство Израиль. В отличие от других детей, которым не полагается служить в армии, не нужно работать, на их содержание «Ликуд» выделяет миллиарды шекелей. Что сказал бы Жаботинский по поводу такой несправедливости, когда одна часть населения несет на себе все бремя гражданских обязанностей, служит в армии, работает, платит налоги, развивает экономику, приобретает недешевое образование, делает карьеру. И на их налоги содержат быстро растущую армию паразитов, которые не служат, не учатся светским специальностям, не работают, не платят налоги.

Газета «Калькалист» недавно опубликовала сводку статистических данных, относящихся к израильской экономике за последние 4 года. Журналисты пришли к однозначному выводу, который стал даже заголовком этой статьи: «Самая удачная каденция для ультраортодоксальных партий». И действительно, политика покупки голосов ультраортодоксов, которую последовательно проводит Нетаниягу, сделала их аппетиты просто безмерными. А когда Нетаниягу объявил о создании единого блока «Ликуда» с ультраправыми и ультраортодоксальными партиями, они в открытую стали говорить о построении государства Галахи.

«Г-н премьер-министр!.. Уверена, что вы помните меня в лицо, ведь мы встречаемся каждый год на ежегодной церемонии поминовения моего прадедушки на горе Герцля. Я хочу вам сказать, что сегодня мне просто стыдно. Мне беспрецедентно стыдно за партию, которой вы руководите, и за которую я голосовала вплоть до последних выборов… Мы стыдно, когда я наблюдаю падение и деградацию этой партии, которая каждый раз пробивает новое дно. Но более всего мне стыдно за то, что вы молчаливо смотрите на все это, - написала Хилели Жаботински на своей страничке в Фейсбуке. - И по поводу ближайших выборов: может, кто-нибудь подскажет мне партию, которая была бы правой, светской и либеральной, за которую я могла бы проголосовать? Буду признательна».

Ей вторит адвокат Йори Нехуштан. Его мать Двора в 1939 году вступила в ряды ЭЦЕЛЬ и участвовала в подпольной вооруженной деятельности (она участвовала в операциях по взрыву нефтепровода около Хайфы в мае 1945 года, взрыву британских военных самолетов на базе в Хацоре в феврале 1946 года, была арестована в апреле 1946 и приговорена трибуналом к 15 годам лишения свободы, а потом бежала из-под ареста в начале 1948 года. Его отец Яаков Нехуштан вступил в ЭЦЕЛЬ в 1944 году, участвовал в вооруженной деятельности организации. В мае 1945 был арестован британцами и сослан в лагеря в Эритрею, а затем в 1947 году в Кению. Родители Йори познакомились и полюбили друг друга в ЭЦЕЛе, в пламени борьбы за независимость Израиля. Они были убежденными сторонниками идей ревизионизма, и воспитали сыновей в этом духе.

«Когда я вижу сегодня партию «Ликуд» (точнее, то, что от нее осталось), бывший политический дом моих родителей, которая предпринимает невероятные усилия для того, чтобы провести в Кнессет последователей Кахане (чтобы не потерять голоса «правых»), которая готова обелить любую мерзость, лишь бы остаться у власти, поправ все либерально-демократические ценности, я чувствую глубокий стыд», - написал Йори Нехуштан в газете «Глобс». Его статья была опубликована 8 февраля 2020.

«В нашей семье бойцов ЭЦЕЛЬ никогда не видели противоречия между еврейским и демократическим характером государства. Потому что нет такого противоречия. Подлинные ценности иудаизма – это высокие моральные ценности, которые гармонично сочетаются с ценностями либеральными. В семье, где я рос, было глубокое уважение к правоохранительной системе, к принципам чистоты власти, честности и скромности, и отвращение к любым формам расизма. Это было само собой разумеющимся», - пишет Йори Нехуштан.
«До чего мы докатились?» - вопрошает известный юрист в своей статье. «Высшие руководители правоохранительной системы вынуждены ходить в сопровождении телохранителей, президента страны подвергают травле и диффамации, Кнессет позорит себя на ежедневной основе, и все из-за упоения властью, чтобы не пострадал один человек, лидер партии, чьи приближенные верят, что только он может дать им власть со всеми ее прелестями. При виде всего этого я чувствую глубокий стыд».

В последнее время мы нередко видим переход светских правых из «Ликуда» в партию Наш дом Израиль, которая выступает с позиций ревизионистского сионизма Жаботинского с его светскими либеральными ценностями. Самый последний пример – это адвокат Элиша Пелег, зам. мэра Иерусалима и председатель фракции «Ликуда» в горсовете столицы. 9 февраля «Ликуд» официально сообщил об исключении Пелега за «участие в политической деятельности другой партии».

Все это свидетельства злокачественного процесса, который происходит в глубине организма правящей партии. Ее захлестнули клерикализм, экстремизм и расизм, а также гордыня, жажда власти, нетерпимость и коррупция. Партия переродилась подобно тому, как здоровая клетка в организме человека вдруг становится раковой. Сегодняшний «Ликуд» прогнил изнутри, поменял свою ДНК. Это уже не «Ликуд», не «МАХАЛЬ» (Национальный лагерь), не «Херут». Осталась только вывеска.

Михаил Вайнберг

Комментариев нет:

Отправить комментарий