Немало среди них благоприятного для Израиля: признание Иерусалима неделимой столицей еврейского государства, передача значительной части долины реки Иордан под израильскую юрисдикцию и допущение возможности обмена территориями и населением между Израилем и палестинским государством.
Минутку, минутку, по крайней мере последнее я уже где-то слышал.
- Всюду в мире, где в одном месте живут два народа с двумя религиями, есть конфликт. В отношениях между Израилем и палестинцами ситуация еще хуже, поскольку этот конфликт и на национальной почве. В этой ситуации совершенно ясно, что не имеет смысла жить одному народу «внутри» другого. При этом идея создать палестинское государство, в котором не будет евреев, в то время как Израиль останется двунациональным государством с более чем 20% арабов, явно некорректна.
Что это? Обоснование положения об обмене территориями из плана Трампа? Отнюдь нет. Это слова руководителя НДИ Авигдора Либермана, сказанные еще в далеком 2004 году, когда он выступил со своим собственным планом обмена населением и территориями. Только тогда, поскольку это был Либерман, подобные предложения были встречены, как говорит сегодня лидер НДИ, «с известной долей скептицизма». Это, надо отметить, весьма-весьма мягкое определение. Утверждалось, что план Либермана противоречит и израильскому, и международному законодательству, что это расизм, трансфер, апартеид, чуть ли не фашизм.
Что касается противоречия законодательству, то это явно пустое утверждение. В 2014 году юридический советник МИД Израиля Эгуд Кейнан, проведя всестороннее исследование, однозначно устанавливил, что такого противоречия не существует. Кроме того, в мире было осуществлено немало подобных актов: обмен между СССР и Польшей в 1951 году, выселение немцев из Чехословакии в 1945 году, целый ряд прецедентов в Африке – в Сенегале и Республике Кот-д`Ивуар, и все они признаны законными.
План Либермана называли делигитимацией прав всех арабов. Но в чем эти права? В претензии на независимость и создание самостоятельного государства? Или в праве от этого права отказаться, опасаясь снижения жизненного уровня в независимом палестинском государстве по сравнению с их нынешней жизнью «под израильской оккупацией»? Так что, арабы - они разные бывают.
Добавим от себя, что просуществовавшая многие годы формула «мир в обмен на территории» явно несимметрична. В ней два компонента: мир и территории. Израиль отдает территории палестинцам, а получает от них мир. Но ведь он со своей стороны тоже дает им мир. Здесь обмен адекватный. А с территориями? Почему дает только Израиль?
Как бы то ни было, несмотря на бурю протестов «прекраснодушных», которые вроде бы пекутся об обиженных арабах, а на самом деле навлекают трагедию и на головы евреев-израильтян, и на головы тех же арабов, многим серьезным политикам этот план не казался столь уж неприемлемым. Авигдор Либерман обговаривал его с Генри Киссинджером, и последний, в общем то, признал идею реальной. В июле 2017 года премьер-министр Израиля обсуждал в Вашингтоне возможность частичной реализации плана Либермана об обмене территориями и населением. Не с этого ли и взялось упоминание о возможном обмене в трамповской «сделке века»? Весьма одобрительно смотрел на это предложение Либермана и американский посланник на Ближнем Востоке Джейсон Гринблат.
В общем, идея обмена территориями сводится к следующему: с израильской стороны- передача палестинцам арабских населенных пунктов в районе Вади Ара на севере, а с палестинской – отказ от 30% земель на Западном берегу Иордана, мест, где находятся блоки еврейских поселений.
Никто не говорит, что это будет реализовано сегодня-завтра, но в рамках «американской сделки века» отношение к идеям, высказанным 16 лет назад Авигдором Либерманом, совсем иное. К ним относятся весьма серьезно, уважительно, взвешивают их осуществление. Неужели столько лет придется ждать с реализацией и других предложений лидера НДИ – всеобщего призыва в армию, пенсионной реформы, проблем гражданских браков и работы транспорта и магазинов по субботам?
Михаил Вайнберг
Комментариев нет:
Отправить комментарий