Они когда-нибудь, заходя в Бейт Жаботински, штаб-квартиру Ликуда, обращали внимание на портрет человека, который создал партию ревизионистов-сионистов. Они знают, что полное название Ликуда – Национальное либеральное движение?
Вот этот Исраэль Кац, в бытность министром объявивший Галаху своей главной транспортной инструкцией, читал стихи, переводы, театральные рецензии, фельетоны, статьи, романы своего вождя Зеэва Жаботинского?
При всем уважении к религии основоположник был абсолютно светским человеком. Он писал, что «Государство должно служить гражданину, а не наоборот. Демократия – это свобода. Там, где не обеспечена свобода личности, нет и демократии».
Жаботинский с уважением относился к религии и вере. В одной из своих статьей он дал оценку той огромной роли, которую сыграла религия в сохранении национальной особенности еврейского народа.
Несмотря на это, Жаботинский считал, что соблюдение религиозных обрядов является личным выбором каждого, и выражал протест против насильственного внедрения религиозного образа жизни.
Жаботинский стремился к полному равноправию женщин. «Отношение к женщине – это то, что отличает культурного человека от дикаря. Общество не имеет право называться культурным, если позволяет себе унижать женщину». Плевать ей в след, считая, что она провокативно одета - голые колени и локти торчат.
Требовать, чтобы она шла по другой стороне тротуара, а в салоне самолета пересела назад, в хвост. Считать, что декольте его соблазняет, и он себя уже не контролирует. Собственно, это то, что нас от хвостатых и отличает.
Самое сильное потрясение в жизни, по его же признанию, на Зеэва Жаботинского произвела встреча с Теодором Герцлем.
То, что Герцль был ассимилированным евреем, догадываются даже в нынешнем Ликуде.
Но любопытно ознакомится с книгой доктора Ицхака Вайсза «Теодор Герцль» – читаем заново. Мне попалась аннотация Элиэзера Шаргородского: «Это книга, представляет Герцля как еврея, не соблюдающего Шабат и не накладывающего тфилин, а просто как еврея, в самом простом и истинном смысле этого слова, как человека, бесконечно любящего и всей душой преданного своему народу.
Да и вообще описываемое «Государство», говорят нам, должно было быть еврейским только номинально. По духу оно скорее должно было выглядеть как европейская страна с еврейским большинством…
Что же касается религии, то в новом государстве, как гласит наиболее цитируемый отрывок из второго известного произведения Герцля «Альтнойланд»: «раввины не будут выходить за порог своих синагог так же, как солдаты не будут выходить из своих казарм».
«Герцль не был соблюдающим евреем», – пишет Вайсз (сам Вайсз – религиозный). «Позволю себе сказать – слава Б-гу! Если бы он соблюдал, его бы не слушали. Герцль проник глубже. Он дошел до самой сути еврейского зеута, личности».
Не пора ли Ликуду поворотиться к корням? Современное примитивное деление на правых и ультрарелигиозных и на левых и светских не имеет под собой исторической основы.
Идеолог «Альянса правых сил Бецалель Смотрич, передергивает, когда пишет о моей алие «Перед тем, как Авигдор Либерман окончательно займет место Яира Лапида в качестве лидера по разжиганию антисемитской ненависти к ортодоксам, стоит ему напомнить, что только благодаря ортодоксальным и религиозным евреям он и все остальные евреи СССР сохранили связь с еврейским народом, удостоились вернуться в лоно еврейства и в Землю Израиля, и он оказался сегодня там, где оказался».
Нет, мой милый, мы оказались здесь благодаря трудам и практической деятельности Герцля и Жаботинского, подвигу полного Георгиевского кавалера Иосифа Трумпельдора, героизму, в подавляющем большинстве, светских евреев - воинов во время Второй мировой войны, отчаянному сопротивлению «Лехи» и «Эцеля», сионистам - киббуцникам, по ночам проводившим операцию «Стена и башня», соблюдающим и несоблюдающим обряды и религиозные предписания бойцам ЦАХАЛа.
Мы «не удостоились вернуться только благодаря ортодоксальным и религиозным евреям», мы реализовали свое святое право на землю Израиля.
Не получится у вас государство Галахи с 60 депутатами, оно и двух недель не протянет. Советую представителям партии власти, которая может власть и потерять, потому что изменила своей идеологии, своим принципам, на ночь перечитать Зеэва Жаботинского: «Демократия – это свобода. Там, где не обеспечена свобода личности, нет и демократии».
Леонид Луцкий
Комментариев нет:
Отправить комментарий