Фото: Beer7.Net |
Израиль в настоящее время имеет самый высокий уровень рождаемости среди развитых стран в Организации экономического сотрудничества и развития. У нас второе место по процентной доли молодого населения после Мексики.
Ультраортодоксальное население продолжает истово выполнять главную заповедь, и с этим ничего не поделаешь. Поэтому за извечным вопросом «сколько мы можем прокормить и защитить», встает вполне практичный второй вопрос: Как их интегрировать в израильское общество?
Среди светских людей, прошедших срочную службу в израильской армии, особенно наших русскоязычных и категоричных, бытует мнение, что харедим ЦАХАЛу не нужны. Создавать им условия для ее прохождения, неукоснительно соблюдая все заповеди Торы, не смущая их привычный образ жизни, действительно накладно и сложно, кто бы спорил. Но с точки зрения государства и его институтов, Министерства обороны, Генштаба, 2060-й год это очень близко, каких-то два поколения.
Политикам, озабоченным сиюминутными соображениями – электоральным барьером, выгодой от пребывания в коалиции, портфелями и постами заглядывать в будущее не интересно, после них хоть потоп. Тактика выживания нынешней, как и любой другой коалиции, направлена на ее сохранение любыми, и замечу, немалыми средствами, в ущерб долгосрочной государственной стратегии.
Интеграция харедим в израильское общество (образование, льготы после службы при приобретении востребованной специальности) для ультраортодоксальной верхушки так же опасна, как альтернативная служба для лидеров партий из Объединенного арабского списка.
А зачем самостоятельной, твердо стоящей на ногах молодежи вожди и пастыри? Если взять крайние примеры, то сопливое воинство покойного рава Ойербаха, жгущее покрышки и швыряющее камни во время протестов против призыва, ничем не отличается от малолетних фанатиков Северного крыла Исламского движения в арабском треугольнике в период Накбы.
Одни борются за изучение Торы, как высшую ценность народа Израиля, и трогать их йешивы не моги, другие сражаются против оккупации при всех льготах и положительной дискриминации для нацменьшинств, идущих на учебу в университеты и на госслужбу.
А между тем ситуация в обоих секторах меняется. Мы не видели страстной поддержки и солидарности с «блокадниками несломленной Газы» среди арабского населения Израиля. По данным комиссии Минобороны и ЦАХАЛа количество призывников — учащихся иешив, увеличилось за последнее десятилетие в 10 (!) раз.
Что предлагает эта комиссия? Прежде всего, повысить квоты призыва для иешив. Очень мощные экономические санкции против религиозных заведений, которые собираются эти квоты саботировать. Квоты будут год от года идти по нарастающей, планируется существенно расширить и административные меры против дезертиров и уклонистов.
Предлагается и увеличение числа харедим, проходящих альтернативную службу.
Если вы помните нашумевшее расследование «Едиот ахранот» весной этого года с аферами и фиктивным прохождением этой службы представителей ультраортодоксальной общины, большинство которых только получали миллионные сумы на выплаты и льготы, являясь к месту прохождения, как и работники этих служб, только на время проверок, то понятно, что с этим бардаком пора заканчивать. У нас, кстати, за нее отвечает непотопляемый министр сельского хозяйства Ури Ариэль, поэтому с альтернативной службой происходит то же самое, что и с ценами на фрукты и овощи, а до того, в бытность министром строительства, с ценами на квартиры. (Извините, отвлекся, уж больно персонаж живописный).
Я понимаю, что читать о выводах и предложениях комиссии, не столь интересно, как призывать немедленно посадить в армейскую тюрьму всех уклонистов и поголовно закрыть все ультраортодоксальные иешивы. Это было бы радикально, звонко и ярко. Только принципу всеобщей мобилизации и сохранению ЦАХАЛа как народной армии это никак не поможет. Еще люблю предложения по созданию профессиональной армии и другие советы как обустроить Израиль.
Только вся эта маниловщина не учитывает демографические перспективы 2060 года и уже сегодня понятно, что армия не обойдется без харедим. Они обязаны служить, а армия создавать им необходимые условия для прохождения этой службы. А какой другой способ дальнейшей интеграции на рынок труда этой растущей категории граждан?
Эта совместная комиссия министерства обороны и ЦАХАЛа состоит из военных юристов, руководства кадрового состава армии, высших военных раввинов и руководителей оборонно-социального отдела министерства и после двухмесячной работы последние недели встречалась с военными и правительственными чиновниками, раввинами и общественными деятелями. Рекомендации и одобрены начальником Генштаба и министром обороны.|
А что дальше? Дальше его начнут комментировать и специалисты, и общественность, и политические интересанты. Предвижу жаркие баталии, спекуляции, но к концу нынешней летней сессии проект закона будет утверждаться правительством и Кнессетом.
Правительства приходят и уходят, а законы, при всем своем несовершенстве, остаются. Израиль вполне успешно пережил свое семидесятилетие и выстоял благодаря народу и армии. Полагаю, еще какие сорок с лишним для еврейского государства и еврейских мозгов – не срок.
Леонид Луцкий
Комментариев нет:
Отправить комментарий