Разделы


»Телеграм-каналГруппа

пятница, 9 марта 2018 г.

Не всегда золото

Фото: Beer7.Net 
Порой у меня создается впечатление, что распространение иранского влияния на Ближнем Востоке в последние годы, накрывает и еврейское государство. Мы понемногу превращаемся в Иран, где над гражданским обществом возвышается фигура духовного лидера. Гражданское общество может спорить, избирать, вести полемику, и даже устраивать демонстрации протеста. Но в какой-то момент двери открываются и на балконе появляется аятолла. Он шагает по красной ковровой дорожке, щурясь от яркого цвета. Потом он пытается изобразить улыбку на болезненного цвета лице и, поднимая вверх подагрический заскорузлый палец, изрекает «ультимативные истины». И все «гражданское общество», понурив голову, молча и покорно расходится по домам.



«Сравнил, — скажете вы, — нас, евреев, с шиитами». И будете правы. У нас, конечно, своя специфика. Например, мы никого не вешаем. И вообще, у нас не духовный лидер, а раввинат. Есть процедура назначения раввинов, которые являются госслужащими, да и состав раввината периодически меняется. Но… Есть одно «но»… Пока раввины занимаются культовыми вопросами, традициями, праздниками и т.п. – никаких вопросов. Но, выходя на политический балкон, они тотчас становятся в позу аятоллы Хаменеи.

Возьмите, к примеру, партию Ихуд леуми, которая является частью Еврейского дома и представлена в Кнессете депутатами Ури Ариэлем, Бецалелем Смотричем и Эли Бен-Даханом. 6 марта должна состояться идеологическая конференция Ихуд леуми, программа которой в конце прошлой недели попала в СМИ. Меня зацепила, например, вот такая фраза: «Партия будет действовать для упорядочения проведения работ по ремонту национальных инфраструктур, установленного главными раввинами и утвержденного Главным раввинатом». В XXI веке в государстве демократии и высоких технологий старцы будут решать, когда и кто должен ремонтировать шоссе, железные дороги, водопровод, канализацию и линии электропередач!

Еще одна цитата: «Перед нами стоит новый вызов: партия будет действовать для укрепления соблюдения субботы на государственном и общественном уровне. Партия считает своей первоочередной задачей закрепления принципов соблюдения во всех общих структурах государства… Партия не поддержит никаких частных инициатив и компромиссов, цель которых – послабления в соблюдении субботы».

Далее говорится о войне против консервативного и реформистского течений в иудаизме: «Партия будет предотвращать любые формы признания неортодоксальных движений исходя из понимания того, что любой реформизм ведет к ослаблению еврейской идентификации и связи евреев диаспоры с государством Израиль». Соответственно, порядок молитв у Стены Плача не должен быть изменен, так как его утвердили главные раввины и раввинат.

Разумеется, партия будет сопротивляться любым попыткам легализовать нетрадиционные форматы семейных отношений. Только традиционный домострой, который должен в системе школьного образования подаваться как единственно возможный путь.

Далее сохранение статус-кво и сразу запрет проведения футбольных матчей по субботам. Спортивные соревнования всегда проводились в субботу, это единственный выходной день, когда болельщики могут прийти на стадион. Такой запрет нанес бы сильнейший экономический удар по нашим и без того слабым футбольным клубам. Статус-кво как раз-таки оставлял стадионы, как и другие развлекательные учреждения, за пределами закона о субботе.
Ихуд леуми осудил деятельность раввинов объединения «Цоар», которые отличаются более либеральными взглядами на отношения религии и государства. На прошлой неделе раввины «Цоар» заявили, что создают альтернативную систему кашрута, которая должна сломать монополию раввината и разрушить многоэтажные коррупционные схемы всевозможных «махеров», превративших кашрут в настоящий рэкет. Но Ихуд леуми считает, что раввинат должен быть единственной высшей религиозной инстанцией в стране, и никто да не смеет ставить их власть под сомнение.

Излишне даже напоминать, каков сегодня состав Главного раввината. Представителей религиозного сионизма там почти не осталось. Да и вообще, в последнее время происходит «харедизация» этого сектора израильского общества.

Вообще, «вязаные кипы» очень не любят слово «хареди». Они не хотят отделять себя от товарищей в лапсердаках. Они тоже ортодоксы, только они признают государство Израиль, служат в армии, учат детей математике и делают светскую карьеру. Работают, платят налоги, являясь во многих областях элитой израильского общества. Но все это отходит на задний план, когда на балкон выходит бледный старец в лапсердаке, и, подняв вверх заскорузлый палец, начинает учить все гражданское общество демократического государства уму-разуму.
Скорее всего, дело идет к расколу в рядах Еврейского дома. Ихуд леуми все больше критикует Нафтали Беннета за пассивность и даже отсутствие позиции по всем вопросам об отношениях религии и государства. Действительно, Ури Ариэль абсолютно прав. Беннет молчит по большинству вопросов. После выборов 2013 года он заявил о «братском союзе» с Яиром Лапидом и стал любимчиком многих светских израильтян. Вот, дескать, можно ведь быть религиозным, носить кипу, уважать традиции и при этом быть демократом и либералом!
Я помню, на пресс-конференции накануне выборов 2013 Беннет сказал русскоязычным журналистам: «Моя партия никогда не проголосует за закон, противоречащий Галахе». Но сказано это было полушепотом. Он как бы извинялся за то, что Еврейский дом религиозная партия. Тогда это выглядело симпатично и безобидно.

Сегодня ситуация другая. Иранизация идет полным ходом. После победы с законом о супермаркетах аппетиты ультраортодоксов разгорелись. А Беннет молчит. Мы, светский Израиль, можем высказать ему те же претензии, что и Ури Ариэль. Только с другой стороны.
Когда Лицман, Гафни и Дери стали двигать самый кощунственный и возмутительный закон в истории государства, закон, приравнивающий иешивы к службе в армии, Беннет должен был встать рядом с Либерманом и заявить: «через мой труп!» Ведь многие его избиратели были элитой ЦАХАЛа, прекрасно совмещая службу в армии с изучением Торы. Но этого, к сожалению, не произошло. Поэтому молчание Беннета чревато не только расколом внутри Еврейского дома. Оно является красной ковровой дорожкой, по которой духовный лидер идет к своему балкону.

Цви Зильбер

Комментариев нет:

Отправить комментарий