Полвека назад, в 1970 году, группа евреев из Ленинграда и других городов СССР совершили попытку угона самолета, чтобы вырваться в Израиль. Попытка сорвалась, все они угодили за решетку, и лишь благодаря оказанному по инициативе Израиля массивному давлению мирового сообщества, советские власти отменили смертные приговоры некоторым из членов этой группы, а позднее большинство их было отпущено из тюрьмы и из СССР.
«Самолетное дело» стало одной из вех борьбы советских евреев за право на репатриацию в Израиль, апофеозом которой стала массовая репатриация конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века.
В 70-80-е годы евреи, выезжая из СССР, прибывали в Вену, служившую транзитным пунктом, откуда они следовали далее в США, Канаду и Израиль.
В то время я был министром внутренней безопасности в правительстве Ицхака Шамира, с которым мы были очень близки.
Ицхак Шамир очень болезненно воспринимал то, что многие советские евреи, при активном содействии таких организаций как ХИАС и Джойнт, направлялись в Северную Америку, а не в Израиль.
Шамир оказывал серьезное давление на правительства США и Канады, пытаясь добиться, чтоб они не присваивали выехавшим из СССР евреям статус беженцев, так как у них есть надежное убежище, историческая родина, имя которой - Государство Израиль.
После долгих переговоров, в которых принимал участие и я, правительства США и Канады приняли доводы Шамира и согласились не присваивать советским евреям статус беженцев. Это и привело к массовой – более чем миллионной – репатриации евреев СССР в Израиль. Большую часть этой волны Алии составляли люди образованные, опытные профессионалы, прекрасные специалисты. Они до неузнаваемости изменили облик Израиля и внесли огромный вклад в развитие израильской медицины, науки, индустрии, культуры.
В конце 70-х, вскоре после прихода к власти правительства во главе с Менахемом Бегиным, я возглавил фракцию Ликуда в Кнессете. Бегин попросил меня отправиться в турне по Европе с Авиталь Щаранской, супруг которой Анатолий Щаранский содержался в советской тюрьме.
Целью этого турне были встречи с руководителями европейских стран и видными общественными деятелями с тем, чтобы убедить их оказать давление на власти СССР и добиться освобождения Анатолия Щаранского. Перед поездкой представители МИДа и Мосада провели со мной инструктаж, чтобы подготовить к каждой конкретной предстоящей встрече. В каждой из европейских столиц нас встречали сотрудники нашего МИДа, отвечавшие за организацию встреч и за нашу безопасность.
Наши усилия принесли плоды, и Щаранский был освобожден. Сегодня он счастливо живет в Израиле со своей супругой Авиталь.
История героизма советских евреев – одна из самых славных глав и важнейших вех в истории возрождения еврейского народа после Катастрофы. Немалую роль в оказании помощи советским евреям оказало Государство Израиль.
Большая алия привнесла в нашу действительность и свое видение современного и рационального политического развития государства. И ее флагманом стала, по моему мнению, партия «Наш дом Израиль» возглавляемая Авигдором Либерманом.
Сегодня именно она добивается осуществления исторической мечты еврейского народа о жизни в своей независимой стране, свободной от религиозного и любого иного идеологического диктата, равно как и от тоталитарной бюрократии.
Рони Мило,
экс-мэр Тель-Авива,
экс-министр внутренней безопасности
Комментариев нет:
Отправить комментарий