Фото: пресс-служба ЦАХАЛа |
«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен», - написано на одном из них, «Здесь покоится французский солдат, отдавший жизнь за родину», - на другом. «Под этим камнем покоится тело британского воина, неизвестного по имени и званию...», - на третьем.
На могильной плите, появившейся 4 апреля 2019 года на военном кладбище на горе Герцель в Иерусалиме, есть имя еврейского солдата. Захария Баумель. Теперь туда смогут приходить его мать, брат и сестра.
Отец его, Йона Баумель, увы, не дожил до этого дня. Танкист ЦАХАЛа, репатриант, Захария Баумель обрел последнее пристанище в своей стране через 37 лет после гибели в бою под Султан Якубом в Первую Ливанскую войну. Его имя, как и имена его геройски погибших товарищей, знала и знает вся страна.
У Израиля нет неизвестных солдат и символических погостов, он никогда не устает искать своих сыновей, даже если они уже не живы. И находит их, и оплакивает, и опускает в родную землю.
Вот и все, что нужно знать о том, в чем схожи и чем отличаются друг от друга четыре солдатские могилы в Москве, Лондоне, Париже и Иерусалиме. И дело тут не только в масштабах военных действий, числе потерь и отдаленности событий.
Все эти почти четыре десятилетия Захария Баумель числился пропавшим без вести, все эти годы не прекращались поиски его и еще двух танкистов - Цви Фельдмана и Йехуды Каца, павших в том бою, все это долгое время Израиль не оставлял попыток вернуть их домой.
Этим занимались и продолжают заниматься специальные службы — оборонные, дипломатические, даже разведывательные. Сведение всех их больших и сложных усилий к случайной находке или к стечению обстоятельств — свидетельство нижайшего уровня
понимания самой сути дела.
Попытки же представить обнаружение и передачу останков солдата на родину как политический ход, приуроченный к выборам и работающий на пользу то или иной партии, — верх цинизма. И на этот раз они не удались.
Не удались, потому, что обществу наконец стали известны не раскрывавшиеся ранее секретные подробности операции по обнаружению и передаче Израилю останков Захарии Баумеля.
Вот как рассказала об этом в своем эксклюзиве на сайте Второго канала ИТВ политический обозреватель Дана Вайс: «Год назад тогдашний министр обороны Авигдор Либерман вернулся из России с четырьмя телами. Он надеялся, что это и есть пропавшие без вести из Султан-Якуба. Об этом сообщили в субботу в новостном выпуске конца недели.
Полтора года назад, в октябре 2017 года, разведывательный отдел ЦАХАЛа представил министру Либерману все накопившуюся за долгие годы информацию о возможном местонахождении тел бойцов султана Якуба в Сирии.
Либерман представил эти данные своего российскому коллеге, министру обороны России Сергею Шойгу во время его визита в Израиль, и попросил его о помощи в этом вопросе.
В тот же день в частной беседе двух министров Шойгу сказал, что получил одобрение из Москвы, и поможет в просьбе Либермана. В последующие месяцы были предприняты усилия по обнаружению тел, и в мае прошлого года появился первый сигнал о том, что был достигнут прогресс.
Получив информацию 30 мая, Либерман отправился в Москву в надежде вернуться в Израиль с телами.
Либерман прибыл в Министерство обороны России вместе с главой военной разведки и другими высокопоставленными должностными лицами, и на том же заседании получил информацию об обнаруженных четырех телах и других находках.
Но русские сказали, что смогут вернуть тела Израилю только если это одобрит президент Путин. Тогда Либерман позвонил премьер-министру Биньямину Нетаниягу и попросил его поговорить с Путиным. На следующий день Либерман вернулся в Израиль с четырьмя гробами, но генетическая проверка показала, что это не наши пропавшие без вести, которые, видимо, захоронены на этом же кладбище в Сирии.
Русские продолжили усилия по обнаружению пропавших без вести, но они были заморожены из-за инцидента с российским самолетом в сентябре прошлого года. Но в конечном итоге поиски увенчались успехом, и в начале этого месяца им удалось доставить тело покойного Захарии Баумеля в Израиль.
Предполагается, что тела двух других пропавших без вести находятся на том же кладбище, но официальные лица, участвующие в операции, высказывают опасение, что широкая огласка в СМИ возвращения тела Баумеля может подорвать попытки вернуть два других тела и похоронить их в Израиле».
Его, Авигдора Либермана, не было в Министерстве обороны России на торжественной церемонии передачи танкистского комбинезона, талита и армейских ботинок Захарии Баумеля. По признанию присутствовавших там израильских военных, у них стоял ком в горле и слезы в глазах, когда стали видны личные метки на обмундировании старого образца.
Сама церемония отдачи воинских почестей — портрет еврейского солдата в руках почетного караула, венки и трубы — все это еще раз подчеркнуло святость долга перед павшими и отношение к этому в России и Израиле.
Ушедший в отставку глава оборонного ведомства Израиля и лидер партии НДИ, не привыкший поступаться принципами, не стал подчеркивать степень своего участия в возвращении Захарии Баумеля домой.
Он считает, что это было его обязанностью — внести свою лепту в эту высокую и благородную миссию. Ему бы, как говорят в Израиле, «побежать и рассказать всем», как он приближал этот день, как использовал все доступные и недоступные возможности, наконец, какого он заслуживает сегодня одобрения.
А Либерман... А Либерман недоволен обнародованием подробностей операции и даже полагает, что следовало бы побольше и подольше молчать о них, пока не возвращены и не захоронены на родине останки других солдат, и покуда не ясна судьба пропавших без вести израильтян — как военных, так и гражданских.
И уж, конечно, не дождутся от Либермана оценок «предвыборной стоимости» происходящего. Не станет он измерять память, долг и честь дешевой политической меркой. Он горд за свою страну, вернувшую солдата домой.
Он знает всю цену сделанного. И ему не надо лишний раз повторять: «Израиль своих не бросает». Ведь ему давно ясно, кто такие «свои» — в единственно верном понимании этого слова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий