Разделы


»Телеграм-каналГруппа

воскресенье, 24 марта 2019 г.

Интеллект как проблема

Фото: Beer7.net
На днях разговаривал с одним знакомым и с некоторым удивлением услышал от него, что на одном из бывших мест работы в продвинутом израильском русскоязычном СМИ среди сотрудников, людей также образованных, высокоинтеллектуальных и, разумеется, русскоязычных, почему-то считалось неприличным признаваться в симпатиях партии «Наш дом — Израиль». При этом нельзя было сказать, что весь коллектив был ангажирован какой-то другой партией, вовсе нет. Вполне нормальным было выражать поддержку почти кому угодно — от МЕРЕЦа до «Еврейского дома», приемлемым выбором для достойного человека были «Ликуд», «Авода», «Кулану», «Еш атид», а вот на моего знакомого, симпатизировавшего НДИ, смотрели как на человека странного, который имеет то ли какие-то серьезные пробелы в образовании и вкусе, то ли склонен чрезмерно выпендриваться. 



Признаюсь откровенно, я сам не чужд некоторого интеллектуального снобизма — определенные предпосылки для этого создали и многолетняя среда общения, и персональные обстоятельства. Но выше упомянутый рассказ меня, тем не менее, удивил, и если людей левых взглядов я еще понять могу, хотя левизна мне не свойственна ни рационально, ни эмоционально, то откуда подобного рода высокомерие берется у израильских правых, я, кажется, начал примерно догадываться только после серьезных размышлений. А ведь ясно, что статистически таких русскоязычных правых немало — достаточно вспомнить, что в США около 70% собственно американских евреев голосуют за демократов, а 85% евреев из бывшего СССР за республиканцев. И, что характерно, эти последние тоже, особенно сейчас в связи с Трампом, подвергаются со стороны своих левых «сообщинников» осмеянию за совковость и ретроградство. 

В то время как совершенно очевидно, что действующий американский президент, как и любой его предшественник независимо от партийной принадлежности попал в Белый Дом благодаря поддержки очень разных людей — с разными взглядами, разного происхождения, голосовавших за того или иного кандидата по разным причинам, именно условные «трамписты», говорящие на русском языке, почему-то вдруг оказались совками. А миллионы американских фермеров «реднеков» и десятки миллионов других американских правых, всегда отличавшиеся именно ненавистью к СССР и идеям социализма — тоже поголовные совки? А их совсем недавний лидер, и по сей день остающийся кумиром многих, во многом сокрушивший СССР, республиканец Рональд Рейган, тоже пришел к власти благодаря поддержке совков? И вообще с чего бы это вдруг «старая добрая партия», которая еще помнит самых жестких антисоветчиков в послевоенной истории США Джозефа Маккарти и Барри Голдуотера, к слову, имевшего еврейские корни, вдруг так переродилась? Да ни с чего. Республиканская партия не изменилась и не переродилась. 

Она была и осталась правой в американской политической системе. Просто слово «совок» — самое обидное и одновременно самое удобное в лексиконе постсоветских, в сущности от того же самого совка не избавившихся в своих собственных душах, русскоязычных образованцев, самый простой и дешевый способ обозначить себя как «100-процентных янки», полностью влившихся в «свободный мир». Но вернемся в Израиль.

Здесь, слава Б-гу, не две партии, как в Америке, а много — мы, евреи, любим, чтобы всего было много. Среди них многие — так или иначе, секторальные: арабские, сефардские, ашкеназские, религиозные, поселенческие, любые. В обществе, где все эти группы населения существуют, это совершенно нормальная ситуация. И нет ни одной причины высокомерно и пренебрежительно относиться к интересам и, соответственно, к политическим представителям этих интересов любой общины — каждая из них существует и имеет право быть представленной, в каждой из них есть профессора и студенты, офицеры и солдаты, инженеры и рабочие. 

Вот что мне не кажется нормальным, и даже более того, чего я совсем не люблю — это когда мне откровенно врут и принимают меня за кретина. Конечно, во время предвыборной кампании пропагандистские упрощения неизбежны, но все же нужно знать меру, даже если ты почему-то считаешь, что на русском языке можно прогнать любую чушь, легко проверяемую на иврите. Думаю, что чувство меры откровенно изменяет пропагандистам «Ликуда», которые сначала стряпают социологически немыслимые результаты фейковых опросов, а потом на их основании уговаривают всех голосовать только за «Ликуд», потому что только эта партия гарантированно пройдет в Кнессет. Нечто подобное когда-то было описано как «сначала раздуть из мухи слона, а после продавать слоновую кость». Еще безразмернее пропаганда «Кулану», которая беззастенчиво приписывает себе вообще все социальные программы государства на том забавном основании, что любая из них требовала подписи министра финансов Кахлона.  

Но эти кунштюки хотя бы требуют обращения к источникам на государственном языке, в незнании которого нас почему-то подозревают. И находятся политические силы, которые начинают излагать нечто, что они считают для себя выгодным на языке, который почему-то им кажется почему-то похожим на русский. Эдакий салат Оливье и «новигод» в конце марта. «Шакед будет дирижировать над БАГАЦем, Беннет победит ХАМАСа» — это во всех смыслах буквальная цитата на банере «Новых правых». Почему Аелет Шакед всю каденцию дирижировала под БАГАЦем, а Нафтали Беннет на заседаниях военного кабинета голосовал против жестких мер в отношении террористов, я не знаю. Но я точно знаю, что очень многие, включая меня, перевели бы им этот слоган на нормальный русский совершенно бесплатно. Вероятно, этим выдающимся заявлением они только начали попытку уцепиться за голоса русскоязычного электората. Мне даже любопытно, какой языка они собраться разговаривать дальше, чтобы уговорил мы отдают них голосы. Я действительно знаю иврит далеко не в совершенстве, поэтому у меня большая просьба — переведите кто-нибудь фразу «я очень люблю русского языка и часто пользуюсь ею» и подскажите этой сладкой парочке, вдруг пригодится. 

Русский язык — далеко не единственное и не главное составляющее моей самоидентификации. Меня покоробил в свое время флешмоб #ярусский по той причине, что я не русский, я еврей. Меня невозможно заподозрить в симпатиях к нынешней России, ее политике и ее руководству. Но как израильтянин я принадлежу к той общине, к которой меня относят все сограждане, просто потому что каждый из нас относится к какой-то из общин, совместно составляющих нашу Страну. Это не зависит ни от моего образования, ни от моего социального положения, ни от рода моих занятий, ни даже от моего желания. Это просто факт, который меня не унижает, не возвышает, не делает лучше или хуже, такой же, как возраст, пол, рост и цвет глаз. И я также не намерен от этого отказываться, как надевать карие контактные линзы — я родился голубоглазым. 

Я самонадеянно не жалуюсь, мягко говоря, на свой интеллект, как в науке, так и в играх типа «Что? Где? Когда?», поэтому я свободен в своем политическом выборе гражданина правых и светских взглядов, и у меня нет причин комплексовать от того, что такой же подход свойственен большинству русскоязычных израильтян. Совершенно не является основанием для характеристики в качестве умных или глупых, правильных или неправильных, достойных развитого интеллекта или недостойных его выбор той или иной разновидности политической нормы. Основанием для негативной квалификации такого рода является готовность купиться на дешевые заигрывания, изложенные плохо и неграмотно — независимо от того, какой язык для этого использован. И хотя бренд «Новые правые» звучит приятно для моего слуха, Беннет и Шакед моего голоса не получат.

Уж на это-то моего интеллектуального снобизма точно хватит. 

Александр Осовцов

Комментариев нет:

Отправить комментарий