Разделы


»Телеграм-каналГруппа

четверг, 7 февраля 2019 г.

Пейзаж перед битвой

Фото: Beer7.Net
Предвыборные опросы — штука крайне изменчивая и ненадежная. Однако некоторого рода тенденции, границы возможного они периодически показывают. В частности, уже сейчас понятно, что единственный, хотя и далеко не гарантированный вариант получить мандат на формирование правительства, имеющийся у противников Нетаньягу, — это блок Ганца и Лапида, а еще лучше более широкий. Такой блок будет иметь хоть какие-то шансы обойти Ликуд. Во всех остальных случаях мандат на формирование правительства получит Нетаньягу, и даже решение политического советника Мандельблита о предъявлении премьеру обвинения его не остановит.



Вместе с тем возможная будущая коалиция вокруг Ликуда может приобрести некоторые новые черты по сравнению с имеющейся. Так, в ней вероятнее всего появится партия Новые Правые. Эта партия первоначально была заявлена как общее политическое образование для светских и религиозных евреев, придерживающихся правых взглядов. И если после выступления предполагаемого третьего номера в списке этой партии Шули Муалем-Рафаэли о необходимости движения Израиля в сторону «государства Торы и Галахи», Нафтали Беннет еще пытался выдать это за ее частное мнение, то когда первый номер партии Аелед Шакед по радио объявила, что эта партия будет выступать против  светских браков, и любой работы общественного транспорта по субботам, то тут уже Беннету было сложно что бы то ни было опровергнуть, и он вынужден был промолчать. Если же в дополнение к Новым Правым в Кнессет пройдут их бывшие однопартийцы из Еврейского Дома, и тоже войдут в коалицию, то та ее часть, которую условно можно назвать умеренно религиозной, увеличится, хотя умеренность эта — очень относительная, и кажется таковой лишь в сравнении с некоторыми другими весьма вероятными партнерами.

А эти партнеры, ультраортодоксы, прежде всего, из Яадут ха-Тора, в последнее время демонстрируют уже не просто незаурядный боевой дух, но прямо-таки впали в неприкрытую агрессию. Яаков Лицман и его единомышленники сформулировали фактически ультиматум об условиях их вхождения в будущую коалицию, который требует внесения в ее программу принятия законов о полном запрете на любые работы по субботам, включая общественно необходимые. В качестве гарантии выполнения своего ультиматума ультраортодоксы требуют приставить к соответствующим должностным лицам Кнессета и правительства специальных раввинов-советников фактически с полномочиями надсмотрщиков.

Гаон раввин Зер, чья известность в последние дни вышла далеко за пределы круга его почитателей и последователей, потребовал приравнять изучение Торы к службе в армии, заявив, что именно изучение Торы в первую очередь спасает государство Израиль и бережет его от бед, а совсем не Армия Обороны Израиля, значительная часть которой, по мнению сего достойнейшего и ученейшего мудреца, шляется без всякого дела. Этот гаон также вновь набросился с очередными нападками на лидера партии Наш Дом Израиль Авигдора Либермана. На них можно было бы не обращать внимания, сочтя это частной инициативой эксцентричного религиозного деятеля, но тут последовал перевод его слов на шершавый язык политического плаката, и в роли переводчика выступил политический лидер ультраордотоксов в парламенте Моше Гафни. Он просто недвусмысленно заявил, что чуть ли не главной задачей предстоящих выборов считает недопущение НДИ в будущее правительство. Может быть, хотел бы и в парламент не допустить, но это зависит от воли избирателей, а вот формирование коалиции и правительства зачастую происходят в местах, скрытых от посторонних.

Что позволяет ретивому Гафни рассчитывать на то, что ему удастся не просто войти в коалицию, но и продиктовать Нетаньягу, кого запрещено в нее брать? Полагаю, что в значительной мере — это действия самого Нетаньягу. Именно в эти дни, когда в собственной партии премьера проходят праймериз, он тем не менее находит время для активной работы по созданию крупного и многочисленного ультраортодоксального парламентского блока. Рассчитывая на эффект консолидации, когда  в результате объединения политических сил приходят новые сторонники и общее количество голосов увеличивается, Нетаньягу пытается вернуть в ШАС к Арье Дери партию Яхад во главе с Эли Ишаем, а затем объединить ультрарелигиозных сефардов с ультрарелигиозными ашкеназами Гафни и Лицмана в единый ультрарелигиозный суперблок. Для чего ему это нужно?

Премьер не без основания полагает, что и ему удобнее всего взаимодействовать с ультраортодоксами, и ультраортодоксам удобнее всего с ним.

Собственно, Гафни в выше упомянутом интервью и сказал, что в принципе можно и с Ганцем создать коалицию, но с Нетаньягу гораздо удобнее, главное — чтобы не было Либермана. Понять причину такого удобства для обоих — не доказать теорему Ферма. Гафни и Дери — на самом деле не правые и не левые, собственно политических принципов у них нет, они действуют в парламенте и правительстве исключительно с целью наращивания бюджетов для своих прихожан-избирателей и при помощи этих бюджетов поддерживают как их электоральную дисциплину, так и их сохранение внутри замкнутого мира ультраортодоксии, и таким образом зависимость от немногочисленной группы религиозно-политических лидеров. Но и у Ликуда последние годы с политическими принципами очень скудно. В Википедии эта партия все еще обозначена как национально-либеральная, но что в ней либерального, на данном этапе понять довольно сложно. Прежде всего это просто партия власти, в которую приходят ради власти и за которую голосуют, либо потому, что это привычная власть, либо потому, что они хотя бы не левые. Поэтому Нетаньягу проще всего договориться с лидерами религиозных партий, выделив им денег из госбюджета, уступив то, что они требуют в части отказа от либеральных принципов, и сохранить позицию премьера.

Натянув на конструкцию из Ликуда, религиозных и ультрарелигиозных 61 мандат, он не будет ни от кого зависеть, кроме партнеров со столь же гибкими принципами и бездонным карманом. Нетаньягу хочет сплести из харедим страховочную сетку для очередного акробатического прыжка под купол своего политического цирка.

Единственный вариант не позволить ему это сделать, остановив страну от превращения в Иран от иудаизма, — это не дать претендентам на позицию аятолл не допустить в правительство ненавидимого ими Либермана и его единомышленников. Для этого от светских правых нужны всего лишь электоральная дисциплина и политическая воля. Иначе 9 апреля все мы станем участниками беспрецедентной акции «Каждому проголосовавшему за Биби — Лицман и Дери в подарок».

Александр Осовцов

Комментариев нет:

Отправить комментарий