Разделы


»Телеграм-каналГруппа

четверг, 12 января 2017 г.

И снова — о "деле врачей"

Фото: Михаил Фейгин
Дожили! В Израиле, так гордящемся своим здравоохранением, катастрофически не хватает не только больничных коек, но и врачей... По данным министерства здравоохранения, с 2000 года количество врачей на душу населения уменьшилось на 12%. Если в начале тысячелетия на тысячу израильских душ (здоровых и больных) приходилось 3,71 врача, то в 2014-м — уже всего 3,21.

Да, оптимисты говорят, что это количество все еще больше, чем в среднем по странам ОЭСР, но пессимисты напоминают, что ипохондрики-израильтяне и обращаются к врачам значительно чаще, чем в других странах. Как же так получилось, что в стране, где каждая еврейская мама мечтает видеть своего ребенка адвокатом или врачом, адвокатов — явное перепроизводство, а вот с врачами — дефицит? Старшее поколение врачей, изрядно пополнивших свои ряды за счет репатриантов "большой алии", уходит на заслуженный отдых, а израильские вузы не успевают выпускать новых.

Между тем, давайте вспомним начало 90-х, первые годы "большой алии". Русскоязычные газеты пестрели заголовками о "деле врачей". Нет-нет, никаких ассоциаций с приснопамятной советской историей. Израильское "дело врачей" было связано с экзаменами для репатриантов на получение врачебной лицензии.

У многих врачей, да и у русскоязычных политиков складывалось впечатление (возможно, и небезосновательное) что репатриантов просто "режут" на этих экзаменах. Мол, боятся конкуренции "русских" на "хлебных местах" в медицине. Действительно, бывало, что из сотни, сдававших экзамены, успешно проходили их считанные единицы.

Писали и о дискриминации. В 1976 году, когда впервые были введены экзамены для медиков, получивших образование за границей, от экзаменов были освобождены врачи, получившие дипломы в США, Британии, Канаде, Австралии, Франции и ЮАР. Советские дипломы в эту льготную категорию не попадали.

Десятки тысяч врачей не смогли подтвердить свою профессию. Страсти бушевали не только на страницах прессы, но и в Кнессете. Высказывались разные мнения: и о низком уровне медицинского образования в бывшем СССР, и о "купленных" дипломах ряда вузов Средней Азии и Закавказья.

Я не врач, но всегда считал, что врачи все-таки должны проходить в Израиле переподготовку и сдавать экзамены. Может быть, сказывался личный печальный опыт: моя мать скончалась через три месяца после приезда в Израиль. Семейный врач в больничной кассе "Клалит" в течение месяца лечила ее от воспаления легких, когда у нее был инфаркт. Как я потом выяснил, русскоязычный врач приехала еще до введения обязательных экзаменов на лицензию с дипломом врача, полученным в Таджикистане.

Как бы там ни было, у многих несбывшихся врачей осталось чувство несправедливости. И по сей день многие считают, что экзамены проводятся пристрастно и необъективно.

В исследовании, представленном в комиссии Кнессета по здравоохранению и абсорбции алии, говорится, что в 2012-2015 годах в Израиль приехали около 1600 (точнее — 1594) репатриантов с медицинскими специальностями. А на лицензию (ришайон) в эти годы сдали лишь 30% из числа тех, кто решился пройти весь тернистый путь подготовки к экзаменам. Врачи, имевшие большой стаж в странах исхода, должны проходить стажировку в местных больницах, что вполне понятно. После стажировки решается вопрос, давать ли им лицензию. Так вот, среди врачей со стажем лицензию получают лишь около 40% врачей.

Считается, что такой селекцией сохраняется высокий уровень израильской медицины.

Я абсолютно не специалист в медицине. У меня нет оснований сомневаться в процедуре получения лицензии.

Но многие соискатели лицензии чувствуют, что по отношению к ним поступили несправедливо по тем или иным мотивам. Кто-то не поладил с заведующим отделением во время стажировки, кому-то показалось, что к нему подошли необъективно... Увы, до настоящего времени у проваливших экзамены был лишь один путь обжаловать решение: подать иск в суд по административным вопросам. Судебная процедура длится долгие месяцы, требует немалых финансовых затрат.

Многие из "обиженных" предпочитали не судиться и уходили из медицины... Кто — в смежные сферы — всякие "неконвенциональные" методы лечения, кто вообще уходил в другие профессии. Кстати, среди русскоязычных журналистов я знаю нескольких врачей, просто не нашедших в себе силы пройти весь этот тяжелейший путь.

Эта ситуация с врачами-репатриантами подвигла депутата Кнессета Одеда Форера (НДИ) подать законопроект о создании в Минздраве специальной апелляционной комиссии. Те, кто считает, что их несправедливо "завалили" на экзамене или экзаменаторы ошиблись в оценке их знаний и квалификации, смогут подать апелляцию в эту комиссию.

Законопроект уже одобрен межминистерской комиссией, прошел предварительное чтение в Кнессете и сейчас находится на рассмотрении в соответствующих парламентских комиссиях.

Решит ли новый закон проблему нехватки медицинских кадров в Израиле?

Разумеется, нет. Но если благодаря этому закону будет устранена несправедливость хотя бы в отношении нескольких соискателей лицензии — оно того стоит. И, может быть, после рассмотрения в такой комиссии у "неудачников" пройдет чувство горечи и обиды за якобы допущенную к ним несправедливость.

А это уже не так мало!

Лев Малинский

Комментариев нет:

Отправить комментарий