Челюсть из Пештера-ку-Оасе. Фото: PNAS |
Исследователь и её коллеги секвенировали ДНК из челюсти возрастом около 40 тысяч лет, которая является одной из самых ранних человеческих останков сапиенсов в Европе. По данным учёных, 5–11% генома останков – неандертальские. Генетический анализ также показал, что челюсть принадлежала мужчине. Скрещивание произошло за 4-6 поколений до сапиенса, считают исследователи. Работа пока не опубликована, поэтому они отказались от подробных комментариев.
Анализ ДНК подтверждает предыдущие исследования, в которых говорилось о том, что челюсть и зубы, которые сохранились в ней, несут признаки и сапиенса, и неандертальца. Зубы мудрости, например, гораздо больше, чем у сапиенса. Новое исследование подтверждает, что между данными анатомии и генетики есть соответствие, считает Эрик Тринкаус (Erik Trinkaus), палеоантрополог из Университета Вашингтона в Сент-Луисе (штат Миссури, США). Он познакомился не только с работой Цяомэй Фу и её коллег, но и с самой челюстью.
Челюсть была найдена среди останков медведя в румынской пещере Пештера-ку-Оасе (что в переводе означает «пещера с костями»). Пещеру открыли в 2002 году спелеологи. Единственный способ попасть в неё – через подземную реку.
Эрик Тринкаус давно говорит о том, что челюсть и череп другого сапиенса из той же пещеры указывает на скрещивание людей и неандертальцев. «Могу сказать: “Я же говорил”. Но не буду», – отметил исследователь.
Все люди современного вида, которые ведут свою родословную от сапиенсов, вышедших за пределы Тропической Африки, имеют 1-4% в своём геноме из ДНК неандертальца. Предполагалось, что сапиенсы скрещивались с неандертальцами на Ближнем Востоке около 50–60 тысяч лет назад, то есть до того, как они попали в Европу Азию и в остальные части мира.
Однако радиоуглеродный анализ показывает, что в Европе сапиенсы и неандертальцы жили одновременно на протяжении 5 тысяч лет. Это достаточно долгий промежуток времени для встреч и скрещивания.
«ДНК человека из Пештера-ку-Оасе показывает, что скрещивание случилось не только на Ближнем Востоке, но и в Европе»,– говорит Мария Авила (María Ávila), специалист по палеогеномике из Стэнфордского университета (Калифорния, США). Она присутствовала на докладе Цяомэй Фу. Мария Авила надеется, что исследователи смогут сравнить геном человека из Пештера-ку-Оасе с ДНК современных людей, чтобы оценить разницу в «неандертальской части».
Эрик Тринкаус обращает внимание на то, что челюсть показывает родословную только одного человека, а не всего населения. Пока неясно, как часто первые европейские сапиенсы и неандертальцы скрещивались. Ответ на это могли бы дать ДНК из других человеческих останков возрастом до 35 тысяч лет – времени, когда неандертальцы исчезли.
Егор Антонов, Наука и жизнь
Комментариев нет:
Отправить комментарий