Разделы


вторник, 17 марта 2020 г.

Отечество в опасности?

 
Фото: Beer7.Net
Или знак беды?


Написал заголовок и еще раз по старой привычке его перечитал. Не слишком ли сильно? Ну, да, эпидемия; действительно, не простая ситуация. Но, ведь, не «испанка», не «черная оспа», явления предыдущего века, о которых мы хорошо знаем. Так есть ли повод для паники? Для паники, разумеется, нет. С эпидемией мы, конечно же, справимся. Она, уверен, не станет для нас вселенской бедой. Но если мы не воспримем случившееся как «знак беды», предупреждение и реальную угрозу, то можем дождаться бед и похлеще.


Попытайтесь вспомнить, сколько лет прошло от законопроекта Софы Ландвер об Ашдодской больнице до ее вступления в строй? Попытайтесь вспомнить, чем занималось уходящее, надеюсь, правительство, несменяемое многие годы, в качестве «внутренней политики»? Тем, кто затрудняется вспомнить (а это, действительно, не просто), подскажу. Правительство занималось тем, чтобы по субботам не работали магазины (а лучше бы и кинотеатры, стадионы), а те, кто не имеет машины, в нашу жуткую жару ходили пешком; еще оно заботилось об освобождении от воинской службы ультраортодоксальной молодежи, а тем, кто пошел защищать Родину «за себя и за того парня в черной кипе» не позволить нормально жениться в своей стране, за которую он проливает кровь в боевых частях… Какие еще были заботы у правительства недавних лет во внутренней жизни? Ах, да, еще поделить созданный тружениками бюджет так, чтобы львиная его доля доставалась тем, кто не работает, налогов не платит и в армии не служит. Что определяло такую политику и стимулировало ее, понятно: голосование харедим и их поддержка Ликуда обеспечивали его нынешнему лидеру премьерскую резиденцию; безнаказанность и бесконтрольность в течение стольких лет, что они, кажется, превысили брежневские сроки, довели нашего «самого мудрого и опытного политика» до подозрения в шести уголовных делах, а три из них реально привели его на скамью подсудимых.

А что же творилось в стране, пока ее правительство было занято столь важными вещами? Возьмите самую актуальную сегодня тему: здравоохранение! По недавнему отчету государственного контролера (заметьте, не критикана из «русской» прессы) в стране не хватает шести (!) больниц размером с медицинский центр «Шиба» в Тель ха-Шомере. Вы думаете, никто этого не замечал? Ошибаетесь. Партия НДИ на протяжении всех последних избирательных кампаний постоянно говорила о необходимости срочной поддержки системы здравоохранения. Но у правительства были свои приоритеты, ему гораздо важнее было удовлетворить аппетиты партии, раз за разом посылающей в кресло главы минздрава рава Лицмана, словно речь шла о медицинском светиле. А чего было беспокоиться? Врачи, приехавшие с большой алией, на подготовку которых государство ни копейки не потратило, почти тридцать лет обеспечивают нашей системе здравоохранения спокойную жизнь. Я работал в начале 90-х в большой и авторитетной русскоязычной газете и хорошо помню, как рубрика «Дело врачей» не сходила со страниц, потому что истеблишмент в целом и медицинский в частности, всячески засовывали грязные и непременно сучковатые палки в колеса процессам профессиональной абсорбции медработников, репатриировавшихся из СССР-СНГ. Требовались невероятные усилия, нередко – унижения русскоязычных врачей, фельдшеров, медсестер, высокопрофессиональных специалистов для того, чтобы просто быть допущенными к работе по специальности. Именно эти люди составили очень значительную часть знаменитой израильской медицины 90-х, обеспечившей всемирный интерес к медицинскому туризму в Израиль. Сегодня большинство из них подошли к пенсионному возрасту и специалистов катастрофически не хватает. Кто-то подумал, кем их заменить? Не до того было, министр здравоохранения рав Лицман спасал от суда религиозную соотечественницу, обвиняемую в далекой стране в крайне неблаговидных поступках, а его администрация воевала против строительства бомбоубежищ в больницах обстреливаемого юга, которое не соответствовало неким религиозным предписаниям.

Только ли в медицине дело? Пропагандисты Ликуда любят гордиться успехами в экономике. Но все знают, что человек, который говорит, что хочет отдохнуть в Израиле вызывает смех – даже в дорогущей Западной Европе туризм обходится дешевле, чем дома (?!), что уж говорить о Восточной? Наша малолитражка «Сузуки» стоит дороже, чем там «Мерседес». Израильские фрукты и овощи за рубежом дешевле, чем у нас. Цены на алкоголь даже в «дорогих» странах вызывают зависть израильтян, купить квартиру не может семья с одним ребенком, в которой работают оба супруга. И мы раз за разом выбираем правительство, несущее ответственность за такую «внутреннюю политику». А знаете, почему именно «внутреннюю»? Потому, что религиозный истеблишмент, который руководит нами посредством нынешнего премьера, не интересуется политикой внешней.

Впрочем, сколько можно жаловаться и повторять одно и то же? Мы на самом деле ввиду пандемии оказались перед лицом серьезной опасности. Были ли мы к ней готовы?
Приведу примечательную цитату из опубликованных на днях в связи с тяжелым кризисом в стране тезисов партии НДИ: «Малые бизнесы, которые инвестировали все свои деньги в развитие, в том числе в последние месяцы, из-за мер по предотвращению распространения коронавируса оказались на грани закрытия. Как платить зарплаты? Будет ли отсрочка в выплатах налогов? Никто сейчас этого не знает, а что говорит правительство? Премьер-министр говорит о фонде помощи в 10 млрд шекелей, не указывая при этом на источник этих денег. В казне не осталось ни гроша, откуда берутся эти 10 миллиардов? За счет увеличения бюджетного дефицита? За счет сокращений? Где сократят?» Прошло две недели, как проблема эпидемии встала во весь рост, но кто знает ответы на эти вопросы? А что мы имеем вместо таких ответов? В выше цитированных тезисах дается примечательная оценка происходящего: «Борьба с эпидемией подменяется нагнетанием паники перед лицом эпидемии. Чуть ли не каждый день премьер-министр дает драму у микрофонов, в результате чего в тот же вечер люди берут с боем супермаркеты, а назавтра снова спрашивают друг друга, что же делать».
Я прилетел, как спецкорр центрального журнала, на печально знаменитое землетрясение в Армении, и своими глазами увидел, насколько увеличивается количество жертв, насколько страшнее беда, если государство к ней не готово. А то, что у нас происходит, вы называете готовностью? И это в стране, которая постоянно находится в ожидании войны, не исключено – и на два фронта, в стране, где вполне возможно серьезное землетрясение, в стране, размеры которой не позволяют делать больших стратегических запасов… Я никого не хочу пугать, но такова наша реальность, при которой качество готовности к непредвиденным грозным событиям означает просто количество спасенных жизней – ваших, ваших близких…

Вновь сошлюсь на «тезисы» партии «Наш дом Израиль», предложившей реальный и конкретный план антикризисных действий: вместо сложных коалиционных переговоров с участием всех партий и дележкой постов, бюджетов, министерств (а мы то знаем, как у нас любят такой торг, - ред), создать чрезвычайное правительство из двух больших партий – Ликуда и Кахоль-Лаван. У них совокупно 69 мандатов, НДИ гарантирует им страховочную сеть еще из семи (заметьте, при этом НДИ ничего не требует для себя, - ред). Все «блоки» утратили свою уместность, все партии-сателлиты должны оказать поддержку извне. В то время, когда нас призывают к экономии, когда работают только жизненно необходимые институты, министерства по делам Иерусалима, диаспоры или Луны вряд ли имеют право на существование».

Ситуация очевидна: нам немедленно необходимо «Правительство чрезвычайной ситуации». В противном случае, завтра нам понадобится «правительство чрезвычайного положения»! Возможно, оно позволит отложить суд над нынешним премьер-министром еще на месяц, но сомневаюсь, что общество устроит такая компенсация за все те невзгоды, которые свалились на нашу голову, и которых, уверен, могло бы быть гораздо меньше.

Марк Горин, гл. редактор «газеты «Спутник»

Комментариев нет:

Отправить комментарий