Разделы


»Телеграм-каналГруппа

вторник, 18 июня 2019 г.

Враки во фраке

Фото: Beer7.net
«Сериал «Чернобыль» потрясает зрителя, прежде всего показом масштабов катастрофы. Но не меньшее значение имеет разоблачение культуры тотального сокрытия правды в бывшем СССР. Чиновники без колебаний отрицают существование проблемы, используя даже дозиметры с ограниченной шкалой, которые не могут показать подлинный уровень радиации. А раз радиация не критичная, значит, нет взорвавшегося реактора, и нет причин эвакуировать людей.


Невозможно ничего сделать, пока не будет сказана правда. Высокий дефицит нашего госбюджета, конечно, это не ядерная катастрофа. От него не умрут тысячи людей. Но его ущерб именно в искаженной культуре отрицания и утаивания правды, которая проникает и укореняется в Израиле. При поддержке высокопоставленных чиновников минфина, интересы политика – министра ставятся выше блага страны». Это цитата из статьи в газете «Калькалист», экономическом издании концерна «Едиот ахронот», опубликованной в прошлое воскресенье, 16 июня 2019 года.

Израильские экономисты ломают голову над «чудом», которое произошло у нас под самым носом, вопреки высоким ориентирам транспарентности, открытости и чистоты власти. В один день дефицит государственного бюджета скакнул почти на целый процент (с 2,9% до 3,8%), или, в шекелевом выражении примерно на 30 миллиардов. Что за напасть свалилась на государство, что в один день мы потеряли такую сумму? Как проморгали ситуацию экономисты и эксперты? Где знаменитый главный экономический советник Ави Симхон, который был назначен несмотря на то, что назвал всех репатриантов из бывшего СССР неевреями, которые приехали в Израиль за «корзиной абсорбции». Судя по всему, не очень далек умом этот советник, это не Стенли Фишер и не Юджин Кандель, которые, можно с уверенностью сказать, не стали бы потакать амбициям министра финансов, жонглируя цифрами и скрывая правду.

Раз уж мы упомянули Чернобыль… Действительно, сообщения о скачке дефицита чем-то напоминало взрыв. Рухнула в один момент розовая предвыборная картина экономики, что, якобы, расцвела под чутким руководством «самого социального в истории» министра финансов и «экономического гения», который заверял народ в том, что всегда держит руку на пульсе. Прекрасной и здоровой экономики у нас не оказалось, вместо нее израильский гражданин увидел перед собой в ближайшей перспективе новые налоги и подорожания. Ведь другие пути перекрытия дефицита у нас будут закрыты, пока политику правительства определяют коалиционные соображения и секторальные аппетиты.

Моше Кахлон на протяжение всей своей каденции на посту министра финансов гнобил статистику. Мол, индексы неверные, данные не точные, статистика враждебная.
Он корректировал систему подсчета индекса роста цен на недвижимость, а когда увидел, что реальную жизнь трудно подогнать под его победные реляции, то стал врать и подтасовывать факты. И даже запретил независимым структурам (например, Ассоциации оценщиков недвижимости), публиковать свои подсчеты.

Особенно пришлось Кахлону попотеть перед выборами, ведь опросы
общественного мнения не предвещали ничего хорошего. «Нетто семья» и «Цена для новосела» практически ничего не изменили в нашей жизни. Цены продолжали расти, а самая перспективная молодежь, будущее Израиля, профессионалы, «япи» продолжали делать себе португальские паспорта, чтобы перебраться в Берлин, Лондон или Кремниевую долину. Туда, где реально купить квартиру, создать семейный очаг и поставить на ноги детей.

Трудности у Кахлона возникли еще в ноябре прошлого года, когда в прессу
прорвались первые сообщения о дефиците. Министру финансов удалось
выкрутиться после очередной манипуляции с цифрами. Он пообещал до конца года все исправить. Кахлон вел себя как другой популярный персонаж, с которого многие политики берут у нас пример. «Ничего не будет, потому что ничего нет, потому что ничего не было». «Не будет роста дефицита, потому что нет никакого роста дефицита, потому что не было никакого роста дефицита», - не переставая повторял министр финансов.

В январе 2019 года каким-то чудесным образом с дефицитом все оказалось в
норме. Минфин сохранил поставленный правительством уровень дефицита в
2,9%. Хотя всем специалистам, включая самых смелых сотрудников минфина, было ясно, что это самая откровенная липа. Ведь на горизонте ужа замаячили выборы. И Кахлону нужны были темы для транспарантов.

Как отмечает «Калькалист», в сокрытии правды принимали активное участие гендиректор минфина Шай Баабад, глава национального совета по экономике Ави Симхон, уже упомянутый выше, и другие. Все эти прекрасные люди, фактически, скрыли от нас с вами, что казна пуста, и в ближайшей перспективе нас ждут новые налоги и новые скачки цен.
После того, как Кахлон со своими четырьмя мандатами слился с Ликудом, правда все равно вырвалась наружу. Конечно, министр финансов рассчитывал, что выборы позади и он, как и было договорено с премьер-министром, останется на своем посту на следующий срок. Народ, конечно, повозмущается, но особой угрозы в этом Кахлон уже не видел. Однако Либерман смешал все карты.

Надо отдать должное, что Авигдор Либерман воспринял весьма серьезно информацию о том, что от нас скрывали подлинную картину. В этой ситуации долг народных избранников спасти свой народ от непомерных податей и поборов, а не разбираться, кто правый, а кто левый. Конечно, лидера НДИ прежде всего интересует безопасность и социальная справедливость. Но дырка в бюджете приведет к тому, что под сокращение попадут и министерство обороны, и социальная сфера. Даже ультраортодоксов мы не сможем призывать в армию, потому что на это тоже нужны деньги.

Теоретически можно, конечно, ничего не сокращать, а просто перестать
выбрасывать миллиарды шекелей на учебные заведения, в которых уровень преподавания общих наук соответствует познаниям Старику Хоттабычу. В этих заведениях не все знают, что Земля круглая. Перекрытие этого крана принесло бы в казну примерно 30 миллиардов шекелей. То есть, нашу дыру в бюджете мы бы перекрыли. Без повышения цен, тарифов и налогов. Но для этого нужно сформировать правительство без «харедим».

На фоне 30 миллиардов все эти рассуждения о том, кто правый, а кто самый
правый, выглядят весьма смехотворно и неубедительно. С экономической точки зрения ни Лапид, ни Ганц, ни Яалон, ни Ашкенази не являются «левыми», сиречь социалистами. В отличие, например, от того же Кахлона, откровенного социалиста, который все равно считается «правильным правым» - потому что он присоединился к Ликуду.

Словом, ситуация непростая. Но первый шаг уже сделан: тревожная и горька правда прозвучала и была услышана. А вот с решением придется подождать. Минимум до 17 сентября.

 Цви Зильбер

Комментариев нет:

Отправить комментарий