Разделы


вторник, 6 февраля 2018 г.

«Нежность» в пяти письмах, словах и музыке, в драме и игре струнного квартета

Фото: Евгений Кратт. Предоставлен организаторами гастролей компанией Rest International
«Вот и все… Больше я ничего не прибавлю, потому что боюсь стать печальной, а значит, злой и потому, что не решаюсь признаться тебе в тех сумасшедших мечтах, которые неизбежны, когда любишь и когда любовь огромна, а нежность беспредельна» - пишет героиня рассказа Анри Барбюса своему «маленькому Луи». Рассказ «Нежность» - короткая история. Всего пять писем, одна большая любовь и двадцать лет разлуки. Героиня прощается с любимым, потому что родители не разрешают ему жениться на ней, а затем пишем ему еще несколько любовных посланий – нежных и пронизанных печалью. И только спустя два десятилетия она раскрывает свою тайну. Два десятилетия любви…



Французский писатель Анри Барбюс был автором антивоенного романа «Огонь», за который получил Гонкуровскую премию в 1916 году, нескольких сборников, романа «Ясность» и «Манифест интеллектуалов». Он был яростным противником войны и капиталистической системы, восторгался Октябрьской революцией, доказывал близость христианской и коммунистической философий и писал биографию Сталина. Романтик!!!
Но настоящую славу и большой успех принес ему рассказ «Нежность», точнее пьеса по этому рассказу, которая вот уже второе столетие вдохновляет режиссеров разных стран. Один из них – выдающийся, ни на кого похожий, всегда удивляющий Роман Виктюк. Споры о его творчестве не утихают: некоторые считают его скандальным, другие – продолжателем традиций великого Таирова, а третьи называют просто гением, которому подвластно все. Но к какой бы истории не обращался Виктюк, в центре его внимания – всегда человек, ищущий, страдающий и одинокий. Каждая новая постановка мастера становится еще одним тонким, нервным и бескомпромиссным исследованием человеческой души.

Спектакль «Нежность» - не исключение. Роман Виктюк обозначил жанр как «музыка и драма в пяти письмах на основе произведений Шумана, Брамса, Франка». Историей Анри Барбюса он объединил на одной сцене драматический театр и настоящий концерт, где актер и музыкант играют главные роли.

Драматическую линию «Нежности» ведет Сати Спивакова, супруга скрипача Владимира Спивакова, которая последние полтора десятилетия известна как успешная телеведущая и автор собственных программ – «Сати», «Камертон» и музыкально-образовательного ток-шоу «Нескучная классика», которое завоевало телевизионную премию ТЭФИ.
Однако при всем этом, Сати Спивакова – выпускница ГИТИСа, одаренная актриса. Еще будучи студенткой, она сыграла главную роль в фильме-опере «Ануш», снималась в фильмах «Лирический марш» и «Чужие игры». И не так давно Сати возвратилась в кино (снялась в фильмах Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты» и «Девушка с коробкой»). «Нежность» Роман Виктюк поставил в 2014 году специально для дуэта Сати Спиваковой и пианистки Басинии Шульман. «Для меня, - признавалась после премьеры Сати, - самое важное – это самой себе доказать, что я еще и театральная актриса…» Опыт оказался удачным, публика полюбила спектакль, а Сати Спивакова после этого участвовала еще в нескольких театральных проектах современных режиссеров.

Яркая, необычная, как и ее имя, пианистка и музыкальный продюсер Басиния Шульман - выпускница Московской консерватории, лауреат международных конкурсов, выступала с Юрием Башметом и Вадимом Репиным, с «Виртуозами Москвы» и «Квартетом Бородина». Она известна и сольными программами, в которых удивляет зрителей собственными интерпретациями классики, а еще - совместными выступлениями с самыми известными джазовыми музыкантами. Ее постоянный поиск новых форм и способов поражает: то она создает проект «Москва – Рио – Нью-Йорк» с американским джазовым пианистом Милчо Левиевым, то играет с саксофонистом Алексеем Козловым в программе «Классика, джаз и салон 20-х», то запускает детский образовательный проект. Кроме того, она участвует в нескольких музыкально-драматических спектаклях: помимо «Нежности», это и «Высокая вода венецианцев» по повести Дина Рубиной, и «Суламифь» с Леонидом Каневским, и «В джазе только будни» с Егором Бероевым.

В спектакле Романа Виктюка Басиния Шульман становится полноправным исполнителем, передавая с помощью музыкальных шедевров эпохи романтизма те чувства, о которых молчит героиня. А одно из произведений – фортепианный квинтет Сезара Франка – звучит в исполнении струнного квартета, в составе которого музыканты оркестра «Виртуозы Москвы - скрипачи Алексей Лундин и Евгений Шульков, альтист Сергей Овсянников и виолончелист Вячеслав Маринюк. На их выступление приходится эмоциональная кульминация драмы.
Музыка сплетается со словами, заставляет зрителей вслед за героиней испытывать любовный восторг и грусть расставания, боль утраты и отчаяние. Золотые листья, которыми усыпан пол, выглядят символически, как знаки ушедшей мечты и упущенных возможностей.

*****

Анри Барбюс «Нежность». История любви - музыка и драма в пяти письмах
Спектакль, гениально поставленный Романом Виктюком
На сцене:
Сати Спивакова, актерское мастерство
Басиния Шульман, фортепиано
Струнный квартет солистов оркестра «Виртуозы Москвы»
В спектакле прозвучат произведения Р. Шумана, И. Брамса, С. Франка
Режиссер-постановщик - Роман Виктюк
Сценограф - Джалил Мустафин

Тель-Авивский музей - зал «Реканати», 20 апреля 2018, пятница, 19:00
Хайфа, Аудиториум, 21 апреля 2018, суббота, 19:00
Беэр-Шева, зал «Дворец Молодежи», 22 апреля 2018, воскресенье, 20:00
Нетания, Гейхал ха-Тарбут, 23 апреля 2018, понедельник, 20:00
Ашдод, матнас «Дюна-Юд», 24 апреля 2018, вторник, 20:00


Комментариев нет:

Отправить комментарий