Разделы


суббота, 18 февраля 2017 г.

Паспорт с первого дня

Фото: пресс-служба министерства алии и абсорбции
Среди слов, прочно вошедших в словарь "израильского диалекта" русского языка, несомненно находится и слово "даркон". Вообще-то это просто менорастый еврейский паспорт, который с гордостью доставал бы из широких штанин Маяковский, если бы был израильским гражданином. Казалось бы, на паспорт имеет право каждый израильский гражданин, желающий гордо предъявить его на пограничном контроле. Как бы не так!

В стародавние времена, почти шестьдесят лет тому назад, когда Израиль был бедной средиземноморской страной, а ручеек репатриантов, вырывавшихся каким-то чудом из-за железного занавеса (в основном, через Польшу), был очень тонким, даркон служил ключиком к желанной дверце в свободный мир. И многие репатрианты из стран советского блока, отнюдь не горя идеями сионизма, но люто ненавидя социализм, охотно использовали этот ключик для того, чтобы, отметившись в социалистическом Израиле и получив заветную паспортину, навсегда покинуть Израиль, переместившись в Америку, Аргентину, или еще куда-нибудь. Спустя годы, обретя гражданство новой страны, эти люди либо "забывали" продлевать израильский паспорт, либо на всякий случай в положенный срок меняли его на новый. В любом случае, этот человек (или целая семья) был для Израиля потерян.

И вот 53 года тому назад мудрые израильские чиновники придумали, как задержать новых репатриантов из-за железного занавеса в Израиле. Идея чиновников была простой, как мычание. Репатриантам до истечения года пребывания паспорта не выдавать. А в случае крайней необходимости ("мне срочно в Париж по делу") выдавать так называемый "лессе-пассе", попросту говоря, "проездной документ". И лишь через год непрерывного проживания в Израиле репатриант становился полноценным израильским гражданином, равным среди равных, с правом получения вышеупомянутого менорастого даркона. Очевидно, чиновники полагали, что за год идейно неустойчивый репатриант обрастет бытом, стерпится-слюбится или просто смирится со страной, и останется в ней навсегда. Может быть, этот расчет и был верным.

Много воды утекло в Иордане с тех пор. Израиль стал ближневосточной супердержавой, страной "первого мира", хоть и не на первых местах. Изменился не только Израиль, изменился мир. Нет больше железного занавеса, даже легкой занавесочки, отгораживающий бывший Советский Союз и его экс-сателлитов от Израиля не осталось. А правило " годичного карантина" для репатриантов осталось неизменным. Сегодня Израиль связан огромным количеством авиарейсов "открытого неба" со всем миром. Тысячи людей из России, Украины, Беларуси, других постсоветских стран, сегодня хотели бы репатриироваться в Израиль, сохранив связи со "страной исхода". Один мой знакомый, например, имеет в России завод. Он хотел бы управлять им из Израиля, раз в месяц на неделю навещая свое производство, благо финансы позволяют летать туда-сюда. Но "проездной документ" - это вам не паспорт. К нему и отношение другое. Во многие страны, с которыми у Израиля безвизовый режим, надо получать визы. В общем, неудобство, причем, немаленькое. Всем ясно, что пресловутый "лессе-пассе" - анахронизм, как лошадь с телегой в современном мегаполисе. И вот, депутат кнессета Одед Форер (НДИ) внес законопроект, ликвидирующий эту дискриминацию "репатриантов первого года". Если человек становится гражданином с первого касания земли Израиля, то лишать его гражданского права на свободное передвижение нелогично. Человек должен получить право на "даркон" с первого дня жизни в Израиле. Сейчас репатриируются российские артисты, которые хотят продолжать сниматься в российских фильмах и играть на скрипке по всему миру. Бизнес давно стал международным, и многие бизнесмены проводят большую часть года в перелетах.

Казалось бы, пришло время привести законы в соответствие с современностью. Это понимают большинство министров, поддержавших законопроект на заседании министерской комиссии по законодательству. Но два ключевых министра в этом вопросе: внутренних дел - Арье Дери и юстиции - Аелет Шакед резко выступили против. В результате принятие решения по законопроекту отложено на две недели.

Я не могу залезть в голову Арье Дери и понять, что ему не нравится в этом законопроекте. Но в качестве конспиролога предполагаю его подспудные мысли. Думаю, Дери вообще не нравятся репатрианты из бывшего Советского Союза. С его точки зрения, "неправильные" они - за ШАС не голосуют, да и с чистотой и неразбавленностью еврейской крови у них не всегда все в порядке. Между тем, новый закон сделает репатриацию куда более привлекательной для тысяч высококвалифицированных людей, которые, которые свяжут свое будущее с нашей страной, не разрывая ценных и для них и для Израиля отношений с бывшей страной проживания.

Будь воля Дери, он бы и через год паспорта не выдавал... Да что там паспорта! Въездные визы тоже! Слава богу, на Дери и Шакед ни свет, ни кабинет министров клином не сошелся. Думаю, у министров и кнессета хватит здравого смысла идти в ногу с веком.

Лев Авенайс

Комментариев нет:

Отправить комментарий