Разделы


понедельник, 20 октября 2008 г.

Что и следовало ожидать


Интернет-агенство Israelinfo.ru 18 октября 2008 опубликовано сообщение: «Кризис оставит Израиль без электричества?». Кризис, разумеется, мировой, финансовый. А вот вопросительный знак вроде бы оставляет надежду, на то, что это не сбудется. А разговор серьёзный, силовой с перетягиванием каната: руководство «Хеврат хашмаль» настаивает на том, чтобы правительство  Израиля профинансировало строительство новых электростанций. В противном случае, начиная с 2009 года, будут неизбежны веерные отключения потребителей ввиду недостатка мощностей. Мотивы: компания испытывает финансовые затруднения, а получение зарубежных кредитов в нынешних условиях затруднительно. Со вторым из них приходится согласиться. А вот о том, почему в конце первого десятилетия ХХ1 века был исчерпан лимит мощностей, поразмыслить стоит.

            Статистические данные свидетельствуют о том, что ежегодное потребление электроэнергии в предыдущем десятилетии и даже накануне его нарастало высокими темпами, достигавшими 4-5%, намного быстрее, чем в других странах. Некоторые полагали, что причины  кроются только в росте численности населения (2-2,5%), его жизненного уровня и темпах развития экономики. Но были в СМИ предупреждения о недопустимой расточительности её потребления во всех сферах хозяйства. И только мировой энергетический кризис, дополненный нашими внутренними проблемами, вынудил правительство, население и даже энергетиков задуматься совсем недавно о неизбежности экономного  использования энергоресурсов.


            Об отсутствии у нас принятого в мировой практике 20-ти процентного резерва энергетических мощностей сообщалось немало, и добрый десяток последних лет в пиковые периоды потребления энергии зимой и летом страна находилась в тревожном ожидании прерывания электроснабжения в результате случайной аварии или диверсии. Принятые в истекшее десятилетие меры по наращиванию мощностей носили характер  латания дыр, а намерениям создать новую угольную станцию в Ашкелоне или атомную в Негеве ввиду проблематичности этих объектов не суждено было воплотиться в жизнь. Испарились надежды на получение нефти и газа из России и Средней Азии. Ну а о возможности использования альтернативной энергетики в высоких кабинетах серьёзно речь не шла. Вот только когда цены на углеводородное топливо многократно возросли, в пожарном порядке в этом году был объявлен тендер на строительство первой солнечной электростанции в Негеве и снят запрет на частное предпринимательство в энергетике.

            Дело приобретает серьёзный оборот: уйдёт немало времени (скажем, лет!) пока решат, кто и как  профинансирует строительство, кто разработает проект, смонтирует и запустит первую мощную солнечную электростанцию. Поэтому сегодня нужны экстренные меры. На первый план выходят две возможности. Первая – пресс экономии потребления энергии в частном, производственном и государственном секторах. Вторая – форсирование создания частных небольших электростанций, использующих местные альтернативные и возобновляемые источники энергии.

            Намеченная недавно правительством программа сокращения потребления электроэнергии на 20% в течение10 лет за счёт её экономии вполне реализуема. Но это станет возможным, если она затронет все сферы её потребления и будет вестись с применением таких рычагов воздействия, как активная пропаганда знаний среди взрослого населения, модернизация системы обучения подрастающего поколения, законодательные меры, экономическое поощрение, экспертно-консультационное обслуживание и жёсткой контроль использования энергии. Это непросто осуществить, потребует выделения немалых средств и организационных усилий.

            О необходимости создания малой, автономной или объединённой с районными электросетями энергетики шла речь в предыдущих моих заметках на этом сайте. В широком смысле речь идёт об энергетических установках, использующих солнечную,  ветровую, геотермальную и морскую виды природной энергии, а также биоэнергию муниципальных, сельскохозяйственных и промышленных отходов. Создавая её, мы избавимся не только от иллюзий  получения (неизвестно когда!) энергетического сырья из транснациональных трубопроводов стран-диктаторов цен и условий его поставки. Не будет нужды делать большие запасы сырья, создавать сложные природоохранные  сооружения для отвода и захоронения отходов и тратить  валютные резервы.

            В какой мере мы готовы реализовать вышеупомянутые возможности, чтобы смягчить и ликвидировать кризисную ситуацию, говорят следующие факты.

 За два истекших месяца с момента принятия решения об экономии электроэнергии  невозможно было практически предпринять серьёзные действия, особенно если решения принимаются исключительно в министерских кабинетах. К счастью в мире накоплен опыт в этом деле и его необходимо изучить и использовать.

Технически страна готова развернуть без промедления программу создания малых  солнечных электростанций, использующих фотовольтные (PV) преобразователи, размещаемые на крышах зданий, сооружений и на неиспользуемых земельных участках. В мировой практике они используются для нужд владельца с опцией обмена энергией с районной электросетью на условиях взаиморасчёта (отпуск избытка энергии в сеть днём и получение её ночью и в непогоду). От государственных ведомств и банков требуется интенсивная поддержка инициативы частных лиц в этом деле. В нашей стране имеется ряд фирм изготавливающих соответствующее оборудование. Специалисты университета Бен-Гириона и ряда фирм нашей страны создали опытные образцы PV-преобразователей, имеющие лучшие в мире показатели эффективности. Установки данного вида позволят быстро наращивать электрические мощности.

             На территории Негева и других районов найдётся немало мест, пригодных для установок, использующих энергию ветра по опыту имеющихся на Голанских высотах.

            Немногие читатели знают, что в стране эксплуатируется единственная установка, использующая геотермальное тепло недр для теплиц, где выращиваются зимой дыни. В то же время израильская фирма в Явне многие годы с успехом создаёт геотермальные энергетические установки только в США и других районах мира.

            Китайское правительство заключило договор с израильской фирмой на создание первой установки, производящей 1МВт электроэнергии, за счёт энергии прибрежных волн моря. После успешной сдачи объекта установки получат там широкое применение.  Опытная установка в Яффо мощностью 40 кВт действует уже год, вызывая интерес в других странах. Промышленные установки такого рода могут применяться и у нас.

            Мне неоднократно доводилось обращать внимание читателей на факты неприемлемого в цивилизованном мире отношения  к отходам производственной сферы и жизнедеятельности общества подобно тем, что имеют место у нас. До 7 миллионов тонн муниципальных твердых отходов ежегодно свозятся со всей страны и укладываются в могильники государственной свалки Дудаим, на что выводятся квадратные километры пахотной земли в дополнении к загрязнению грунтовых вод. В странах Северной Америки, Европы, а теперь и Азии получают широкое применение установки плазменной высокотемпературной газификации отходов с получением электрической и тепловой энергии, а также жидкого топлива для транспорта без вредного воздействия на среду обитания. Установки такого рода могут быть размещены в разных районах государства, что, помимо прочего сократит объём и дальность перевозок по перегруженным магистралям. Пригодятся 5-7% энергоресурсов к ежегодному энергобалансу нашей страны.

            Мы не используем биоэнергию сельскохозяйственных отходов, располагая внушительными её резервами. Твёрдые и жидкие отходы животноводства, птицеводства, растениеводства, пищевой промышленности, а также неочищенные  сточные воды сегодня создают тяжёлые экологические проблемы в нашей стране с её высокой концентрацией населения, ограниченными и плохо защищёнными источниками пресной воды. 100 млн. кубометров неочищенных сточных вод сбрасываются в море ежегодно в условиях кризиса водообеспечения. Эти воды являются также резервом производства энергии, о чём свидетельствуют исследования, проекты и действующие установки таких стран как Канада, Австралия, Швейцария, Япония. По примеру европейских стран, соизмеримых с нашей по численности населения,  площади и объёму производства, необходимо срочно развернуть программу переработки упомянутых отходов с получением энергии, как показал их опыт, в объёме не менее 10% от общей потребности государства в ней.

            Противники предлагаемых мер модернизации энергетики  ссылаются на трудности  периода освоения  новых технологий, дороговизну первых образцов, отсутствие подготовленных кадров, забывая при этом, что речь идёт о решении двух важнейших проблем: энергетической и экологической. А легче ли было нашим соотечественникам создавать в начале ХХ века первую топливную электростанцию в Израиле, а в конце его первую в мире солнечную в Калифорнии? Создавая новую энергетику, мы модернизируем производство, расширяем рынок труда, развиваем науку и культуру, укрепляем независимость страны от стихий мирового топливного рынка.


Аркадий Розинский
Фото: Михаил Фейгин